Гимназическая церковь |
|
|
Среди 10 храмов дореволюционного Троицка церковь во имя святого мученика Петра занимала особое положение, так как являлась единственной в Троицком уезде церковью при учебном заведении с собственным причтом. 1 декабря 1871 г. (здесь и далее - ст. стиль) троицкая дума, заслушав доклад городского головы и членов управы, приняла решение ходатайствовать об открытии в городе гимназии. 8 мая 1873 г. последовало высочайшее утверждение на представление министерства просвещения, а 23 сентября этого же года состоялось торжественное открытие в г. Троицке мужской классической гимназии. Праздничная литургия прошла в Свято-Троицком соборе, а продолжилось торжество молебствием в здании, нанятом для гимназии, и благословением новой школы иконой Спасителя, пожертвованной накануне городской управой. Отсутствие собственного здания порождало много неудобств для учеников, в том числе тесноту и духоту в классах. Двухлетние усилия городских властей по сбору денег на его строительство завершились 22 мая 1875 года, когда после литургии и крестного хода из собора в присутствии попечителя Оренбургского учебного округа П. А. Лавровского была произведена закладка фундамента здания. 4 сентября следующего года строительство было завершено. Трудности, стоявшие перед администрацией города, заключались не только в недостатке средств (а требовалось построить здание на 200 учащихся), но и в определении места для будущей гимназии. После долгой переписки с губернскими властями был выбран пустырь на северо-западе города, куда вела окраинная улица Разгульная, ставшая вскоре именоваться Гимназической (ныне им. Гагарина). Как писал в 1902 г. исследователь истории Троицка И. И. Архангельский, «первоначальная мысль об устройстве церкви возникла при самом составлении плана здания» (1). В дореволюционной школе воспитательная работа, «поддержание добронравия» были немыслимы без развития и укрепления религиозного чувства учащихся. Согласно Правилам для гимназий, утвержденных министерством, ученики постоянно должны иметь в виду цель учения вообще и гимназического в особенности, выраженную в словах молитвы пред учением: «Возрасти Создателю Нашему во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу» (2). Министерство народного просвещения требовало от школьников обязательного посещения общественных богослужений в воскресенье, в праздничные дни и вечером накануне этих дней, а также ежегодно бывать на исповеди и у святого Причастия. Члены педагогического совета гимназии решили воздействовать на учеников собственным примером - регулярным посещением церковных богослужений во все указанные дни. Вместе с учителями ученики аккуратно посещали службы в городском соборе, но вскоре это было признано неудобным - дети с трудом переносили длительные всенощные службы в духоте переполненного храма. В связи с этим педсовет принял решение служить всенощные в здании самой гимназии. Проводить их стал законоучитель протоиерей Василий Антонович Лавровский, обязанности псаломщиков выполняли поочередно ученики, постигая тем самым основы богослужения. Пение также было возложено на гимназистов под руководством преподавателей. Что же касается литургии, ученики по-прежнему должны были посещать Уйский собор. Укреплению религиозного чувства также служили ежедневная общая молитва перед занятиями, частые беседы законоучителя со школьниками и его проповеди, ежегодные говения, причем ученики являлись для исповеди в гимназию к законоучителю. Устройство церкви при гимназии было постоянным и горячим желанием всех членов педагогического совета. Из-за отказа властей выдать для этого деньги из городского бюджета был объявлен сбор частных пожертвований. Особую энергию и настойчивость проявил директор гимназии Валентин Иванович Филоматитский, обращавшийся лично и через подписку к именитым гражданам, благодаря чему удалось собрать пожертвований до 3200 рублей деньгами, а вещами на сумму 550 рублей. На призыв директора отозвались и многие, живущие вне Троицка. Так, И. И. Стахеев, купец из Елабуги внес 300 рублей. Столько же на устройство церкви внес А. М. Новиков, П. И. Воронков - 173 рубля, М, А. Новиков - 100 рублей (3). Гласный городской думы Н. И. Першин пожертвовал желтой парчи на два священнических и диаконских облачения. Надо думать, что еще больше денег было внесено простыми троичанами, имена которых ныне неизвестны. Не оставляли горожане церковь без попечения и позднее. Так, известный троицкий предприниматель, купец 1-й гильдии, неоднократно избиравшийся городским головою, Василий Михайлович Пупышев по своей духовной завещал «гимназической церкви св. Петра 500 рублей, с тем, чтобы священно-церковно служители и братья пользовались с означенного капитала лишь процентами» (4). Интересным было внутреннее оформление церкви, которое проводилось после обязательных обсуждений на педагогическом совете гимназии. В частности, все иконы на иконостасе имели особое значение, символизируя какое-либо событие в истории самого учебного заведения, кроме того, они, являясь копиями картин известных художников, знакомили детей с величайшими шедеврами мировой живописи. Так, например, икона «Тайная вечеря» над царскими вратами представляла собой копию с фрески Леонардо да Винчи, расположенная под нею икона «Спаситель, благословляющий детей» была списком со знаменитой работы Даниэля Вольтерра. Остальные иконы изображали тех святых, которые вспоминаются церковью: в день принятия городской думой постановления о ходатайстве по открытию гимназии - 1 декабря -св. пророка Божия Наума и Филарета Милостивого, 8 мая— (св. апостола Иоанна Богослова), когда было утверждено императором это ходатайство; в день открытия гимназии - 23 сентября - (св. Иоанна Предтечи) и 22 мая — в день закладки здания гимназии (св. мученика Василиска). Другие иконы были посвящены тем святым, имена которых носили люди, причастные к открытию троицкой гимназии: император Александр II - св. благоверного князя Александра Невского, министр народного просвещения -св. великомученика Димитрия, оренбургский генерал-губернатор Н. А. Крыжановский - святителя и чудотворца Николая Мирликийского и т. д. Все иконы и священные изображения были выполнены местным иконописцем Казанцевым (5). Для церкви была отведена самая лучшая часть здания гимназии - восточное крыло второго этажа. Здесь, по воспоминаниям Дмитрия Ивановича Татаринова, учившегося в гимназии с 1888 по 1896 год, «в верхнем этаже гимназии находились приготовительный и восемь нормальных классов. Самым большим помещением был актовый зал, широкие двери из него открывались прямо в домовую церковь» (6). В описании церквей губернии за 1896 год значится: «Молящихся церковь может вместить до двухсот человек и такое же количество вмещает в себя зал гимназии, соединяющийся с нею непосредственно отворяющейся аркою». (7). Алтарная часть храма освещалась четырьмя окнами, выходившими на Соборный переулок (совр. ул. Володарского), а с южной стороны яркий свет вливался через пять больших окон фасада гимназии. Есть свидетельства о том, что у этой домовой церкви был и свой небольшой колокол, скромный голос которого в праздничные дни вливался в общий благовест колоколов троицких храмов. До сих пор над входом в здание сохранился мощный кованый кронштейн для подвески этого колокола. Обустройство школьного храма завершилось к началу пятого учебного года, но датой его основания следует считать 1873 год, когда тайным советником Петром Алексеевичем Лавровским был заложен первый камень нового здания гимназии, а следовательно, и самой церкви. В память этого события и в знак благодарности горожане и учителя определили посвятить церковь имени св. мученика Петра, небесного покровителя попечителя учебного округа. Так церковь обрела престольный праздник -18 мая, всегда отмечавшийся с особой торжественностью. Освящение же храма началось 2 сентября 1877 года.
Так храм начал свою жизнь. Интересны судьбы людей и события, связанные с этой небольшой домовой церковью. Упомянутый о. Василий Лавровский пришел в новооткрытую гимназию тридцатисемилетним учителем Закона Божьего. До этого он, закончив Уфимскую семинарию со степенью студента 1 разряда, служил священником в Троицком соборе и с 1870 по 1874 гг. состоял законоучителем в женской прогимназии. В свое время он был награжден наперсным крестом, орденами св. Анны 2 и 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й степени (9). Священник исполнял должность члена-сотрудника Императорского Российского Географического общества, члена Главной Физической лаборатории (10) В 1900 г. протоиерей Лавровский «Указом Правительствующего Сената по департаменту Герольдии, на основании Всемилостивешие дарованной грамоты, утвержден вместе с детьми в Дворянстве и внесен в 3-ю часть Дворянской родословной книги Оренбургской губернии» (11). 28 сентября 1880 года гимназическая церковь, бывшая прежде временно приписанной к собору, обрела самостоятельность и стала подчиняться епархии на общем основании, а о. Василий Лавровский стал ее настоятелем. Через год после открытия церкви при ней было организовано братство св. Петра, которое заботилось о благоустройстве церкви, нуждах причта, о помощи бедным ученикам, отличавшихся хорошим поведением и способностью к учению (12). Клировая ведомость 1881 года сообщает, что в причте этой домовой церкви один настоятель и один диакон в должности псаломщика. Кстати, этот псаломщик, Иоанн Егорович Гиляров (сам из семьи дьячка), был женат на младшей сестре священника Василия Лавровского. В. А. Лавровский, видимо, не случайно был выбран школьным наставником. Его жизнь являет пример преданного служения делу народного просвещения. 40 лет без малого он бессменно преподавал детям Закон Божий. Лишь в 1912 году о. Василия на его должности сменяет священник Михаил Иванович Менстров, выпускник троицкой гимназии 1883 года (13). Согласно клировой ведомости с 15 января 1910 года у церкви появляется и новый староста - известный троицкий купец Павел Васильевич Кокорев (14). За полвека своей истории небольшая домовая церковь пережила немало ярких событий и торжеств. Но самым значительным для гимназистов и всех троичан было посещение в 1891 году нашего города наследником престола царевичем Николаем Александровичем. В саму гимназию будущий царь Николай 2 прибыл 22 июля в 9 часов утра и был восторженно встречен учителями и учениками начальных школ. В гимназической церкви была отслужена краткая лития, после чего наследник встретился с учащимися обеих городских гимназий, выстроенными в парадной форме в актовом зале. После приветствия царевичу вручили памятный дар ковер, вышитый ученицами женской гимназии. В своем слове он поблагодарил учителей и школьников за приветствие и «изъявил Высочайшую благодарность педагогическим советам гимназий за выражение ими верноподданнических чувств и постановление соорудить икону св. Николая Чудотворца в воспоминание чудесного избавления от опасности» во время покушения на цесаревича совершенного в Японии 29 апреля 1891 года. Высочайшая благодарность была позже подкреплена ответным даром - портретом царевича Николая с собственноручной подписью, полученным гимназией 24 сентября 1893 г. В память этих событий в актовом зале была поставлена мраморная доска с надписью о посещении гимназии его императорским высочеством (15). Все праздники, в том числе и светские, отмечавшиеся гимназией, не обходились без участия церкви, в которой совершались торжественные литургии и молебны св. мученику Петру. Но, несомненно, главным делом этого храма оставались ежедневные богослужения, будничная и многотрудная работа по духовному окормлению своей паствы - школьников из православных семей. Вот как это описывалось в книге, вышедшей к 25-летнему юбилею гимназии: «Ежедневно учение начинается общей молитвой в присутствии всех учеников и по возможности преподавателей, причем прочитывается дневное евангелие. Церковное богослужение совершается к гимназической церкви неукоснительно, ученики посещают его аккуратно, причем некоторые из них участвуют в гимназическом хоре, а другие исполняют обязанности чтецов и прислужников. Спевки происходят два раза в педелю после уроков и перед богослужением. Отец-законодатель весьма часто в воскресенье и праздничные богослужения произносит поучения и проповеди» (16). Вот такой, во многом рутинный, размеренный ритм жизни провинциальной гимназии и ее церкви, сложившийся за четыре десятка лет существования, был нарушен начавшейся мировой войной, а затем смутой революций. 23 февраля (совр. 5 февраля) 1918 года вышел известный декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» за подписью В. И. Ленина. Вспыхнувшая гражданская война лишь отодвинула реализацию его положений. В 1921 году домовая церковь во имя св. мученика Петра была закрыта, ее помещение было передано под студенческий клуб разместившегося в здании бывшей гимназии агропедтехникума (17). Сейчас это помещение используется как спортивный зал троицкого педагогического колледжа. Примечания
Р. Н. Гизатуллин Материал взят из книги «Православные храмы Троицка». |