Церкви Казанско-Богородицкого женского монастыря |
|
|
Церковное строительство на территории Казанского женского монастыря неразрывно связано с основанием и существованием самого монастыря в г.Троицке. Следуя указанию Преосвященного Иосифа, сестры женской общины во главе с Вассой Щапиной, жившие до того в Чебаркульской крепости, обратились с просьбой в троицкую городскую думу выделить им 600 кв. саженей (2,7 тыс. кв. м.) земли около православного кладбища, поблизости от часовни (1). Обитель обустраивалась при покровительстве и участии протоиерея Троицкого собора Димитрия Озерецковского, его супруги Евдокии Иоакимовны, благочинного священника Петра Сементовского. Городские власти 20 октября 1851 г. выделили общине просимый земельный надел. Благочестивые прихожане поддерживали будущий монастырь своими денежными пожертвованиями. Известно, что купец 2-й гильдии П. Бакакин внес 3 тыс. руб. серебром при условии, что храм будет устроен при часовне и будет именоваться во имя Казанской иконы Божией Матери (2). Согласно указу Святейшего Синода от 15 февраля 1862 г. троицкая община получила официальное утверждение и вошла в состав Оренбургской епархии. По высочайше утвержденному 28 августа 1865 г. определению Синода община была переименована в Казанский нештатный монастырь (3). Уже к концу XIX в., благодаря неустанным трудам иасельниц, монастырь стал одним из почетных и богатых монастырей Оренбургской епархии. Монастырь посещали августейшие особы. Так, 6 июня 1868 г. монастырь посетил великий князь Владимир Александрович в сопровождении графа Перовского и оренбургского генерал-губернатора Н.А. Крыжановского. Игумения монастыря Магдалина поднесла ему Казанскую икону Богородицы. Летом 1891 г. будущий император, а тогда наследник престола Николай Александрович, путешествуя по России, посетил Троицк. 22 июля цесаревич побывал в монастыре и был принят с великими почестями. После краткого молебна в Преображенском храме ему были поднесены Казанская икона Божией Матери от игумений Казанского монастыря Рафаилы и Одигитрисвская икона от игумений Челябинского Одигитрисвского женского монастыря Рафаилы (4). В монастыре было три каменных церкви. Старейшая из них - во имя Казанской иконы Божией Матери. Поначалу это была небольшая часовня, построенная в 1841 г. на православном кладбище благодаря стараниям троицкого купца И. Зарубина на средства, оставленные по завещанию членом троицкой таможни Соколовичем. (3 тыс. руб.). В 1852 г. община монахинь перестроила часовню и устроила в ней небольшую церковь, которая была освящена 20 июля 1858 г. (5). Казанская церковь была однопрестольная, без колокольни. Внутри и снаружи оштукатурена, покрыта железом, с одними входными дверями с западной стороны, для зимнего отопления были поставлены две печи. Разными лицами было пожертвовано шесть колоколов, из них большой колокол (98 пуд. 20 фун.) - дар купцов Анисима и Трофима Крюковых (6). Строительство нового храма на территории монастыря было задумано в 50-х гг. История создания этого храма и его проекта такова. Первоначально на городском кладбище планировалась постройка церкви в честь Преображения Господня для отпевания усопших. На кладбище располагалась Казанская часовня, которая в 1852 г. была отдана в распоряжение монашеской женской общины и перестроена в небольшую церковь. Из-за этого строительство Преображенского храма по первому проекту было отклонено, а в 1 863 г. начались работы, но уже по другому проекту. Старый проект использован для возведения церкви Александра Невского в с. Клястицком. В 1861 г. купец Петр Татаринов выразил желание и усердие построить новую церковь, пожертвовав на это 6 тыс. руб. Постройка церкви была разрешена указом Святейшего Синода от 16 июня 1862 г., а закладка храма проведена 9 июня 1863 г. протоиереем Троицкого собора Г. Аманацким. В сентябре 1863 г. купец Татаринов неожиданно умер и все работы по устройству храма приняла на себя игумения Магдалина. Известно, что церковь Преображения Господня сооружена на частные пожертвования троичан и особенно купеческого сословия: купец Иван Васильев пожертвовал 10 тыс. руб., купеческая вдова Екатерина Бакакина - 6 тыс. руб., жена куга (а Татаринова Екатерина - 2,3 тыс. руб., пожертвовал средства и городской голова В. М. Пупышев. Возводили храм в течение четырех лет (1863-1867 гг.) вместе с подрядчиком М. Рукавишниковым 12 рабочих из Нижегородской губернии, считавшиеся тогда лучшими мастерами каменных дел (7). Это был самый большой храм Казанского монастыря, он представляет собой классический образец крестово-купольного храма. Особенность его - устремленность вверх, которая достигается за счет преобладания высоты здания над шириной и длиной, благодаря этому строение лишено тяжеловесности. Преображенская церковь — самая высокая в городе, располагаясь на монастырской возвышенности, храм приобретает вид маяка, далеко заметного вокруг. 5 июня 1867 г. были установлены пять вызолоченных крестов, из которых четыре чугунные на малых главках и один большой медный крест стоимостью 700 руб. на главном куполе. Резной золоченый трехярусный иконостас из 26 икон был заказан в 1866 г. купцу Безрукову за 5 тыс. руб. 6 июня 1870 г. из Уфы были доставлены иконы, написанные художником Матвеем Тимашевским. В куполе были прописаны четыре парящих ангела. Освещался храм медным посеребренным паникадилом, был богато украшен иконами (их было 89) и серебряными лампадами (8). Храм был торжественно освящен 1 октября 1870 г. (9). Так как этот храм был летний (богослужения совершались от Пасхи до Покрова), то в 1874 г. игумения Магдалина получила разрешение на постройку новой церкви во имя иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». При многочисленном стечении народа 8 сентября 1874 г. состоялось освящение места для храма и закладка его. 1 октября 1879 г. церковь освятили, построена она была также на благотворительные средства. Однако церковь была маловместительная, сырая и холодная, поэтому в 1901 г. по ходатайству игумений Феофании церковь была разобрана, наполовину расширена пристройкой двух приделов и колокольни. Главный престол был освящен 1 октября 1903 г. по разрешению Преосвященного епископа Владимира и переименован во имя Казанской иконы Божией Матери. Правый придел был освящен во имя «Живоносного Источника» Божией Матери 1 ноября 1904 г., левый - во имя святителя Николая 7 июня 1905 г. «При перестройке церкви иконы главного иконостаса заново переписаны живописками сестрами монастыря и...покрыт купол храма, придельные иконостасы пожертвованы благотворительницей купчихой О. К. Першиной, иконы пожертвованы московскими и пр. благотворителями» (10). При этой церкви числилась и первоначальная церковь-часовня. В целом новая Казанская церковь была решена в неорусском стиле. Ее главный купол и колокольня были покрыты приземистыми шатрами, которые переходили в глухие барабаны с небольшими главками. Вопреки сложившимся традициям 4 малые главы были крупнее, чем центральный купол. Небольшие главки венчали также приделы и алтари. Купола всех монастырских церквей были выкрашены зеленой масляной краской. При игумений Рафаиле на монастырском хуторе, в 14 верстах от города, сначала была устроена часовня, затем в 1886 г. построена церковь пророка Илии, освященная в 1888 г. Церковь была деревянная, одноглавая, с колокольней, покрыта железом, наружная поверхность опалублена. В1896 г. она была окружена каменной оградой с железной решеткой и воротами (11). В 30-е годы XX в. церковь сгорела. Последней храмовой постройкой, осуществленной стараниями игумений Феофапии и сестер монастыря, стала часовня во имя иконы Божией Матери «Троеручица». Она располагалась на углу Соборного переулка и Нижегородской улицы (ныне угол улиц Володарского и Советской). Здание построено «на доброхотные пожертвования благотворителей, на пожертвованном монастырю в городе строительницей монастыря Протоиерейшей Озерецковской месте» (12) и освящена 1 октября 1911 г. Часовня была построена как небольшое молитвенное здание с магазином для продажи культовых предметов. С востока и юга к часовне примыкали здания мастерских, где стегали одеяла наемные работницы и белицы. Здание часовни представляет собой самобытное строение с элементами неорусского стиля, украшенное узорными стенами и закомарами, оно завершается сложнопрофильным шатром с высоким барабаном и куполочком. «Церковь-часовня - зданием каменная, двухэтажная, одноглавая, без колокольни, длиною и шириною 16 кв. саженей (73 кв. м., — авт), внутри оштукатурена и обелена известью, снаружи кирпичная, покрыта железом и окрашена зеленою краскою, с деревянным полом и кирпичным потолком на рельсах как наверху, так и в нижнем помещении для сторожей. Крест на главе чугунный, прорезной, золочен на мардане. Входов в церковь имеется два с западной стороны, двери во входах двойные: внутренний полустеклянныя, наружный обиты листовым железом, окрашены зеленой масляной краской, при входах два открытый крыльца со ступенями и площадками из дикого камня и железными решетками». Здание отапливалось двумя печами (13). Иконостас был деревянный, с позолоченной резьбой, одноярусный и состоял из 3 больших и 5 маленьких икон: в середине храмовая икона Богоматери «Троеручица» афонского письма, живописная по дереву на золоченом фоне в багетной раме. Справа - икона великомученика Пантелеймона, слева - великомученика Георгия. По стенам развешены иконы преподобного Сергия, Казанской Божией Матери, «Троеручицы», Николая Чудотворца и др. (14). Именно эта часовня стала последним молитвенным прибежищем обитательниц монастыря. 27 июня 1927 г. был подписан акт «о ликвидации церквей бывшего монастыря Казанской, Преображенской и часовни (старая Казанская церковь), расположенных при Воснгородке Кавбригады» (кавалерийской) (16). Чтобы борьбе с Православной Церковью, ее служителями и верующими придать «народный» характер, власть использовала практику проведения собраний трудовых коллективов, учебных заведений, общественных организаций, требующих закрытия храмов и запрета религиозной жизни. Вот какое постановление записали курсанты полковой школы 47-го кавалерийского полка в протоколе своего собрания 7 июля 1926 г.: 1. Присутствие двух церквей, усиливших службу и мешающих своим постоянным звоном нашей службе, не допустим. 2. Производство похоронного обряда в церквях в течение двух-двух с половиной часов, над привезенными покойниками, — крайне не допустим, т.к. покойник — распространитель заразы, а рассадник всяких болезней необходимо изгонять железной метлой. 3. На почти ежедневные службы ходит всякая публика — среди них могут быть и шпионы. Попы, являясь шпионами-агентами наших классовых врагов — постоянно снуют в военном городке. Живущие в монастыре монашки могут быть тоже шпионами. 4. Расстрел чехословаками наших братьев-красноармейцев, укрывшихся в одном из скитов монастыря и выданных монашками. Выражаем свое красноармейское негодование и настоятельно требуем от командования полка ходатайства о закрытии этих «памятников» тяжелого ига угнетения, а тем самым дать нам возможность спокойно учиться и крепить мощь СССР. Долой церкви! Да здравствует культурная работа!» (18). В июле 1927 г были переданы «в бессрочное пользование из ликвидированных церквей предметы религиозного культа общине верующих при часовне во имя Божьей Матери Тросручицы». В документах она стала именоваться храм-часовня, иногда «Казанской» - по названию Казанско-Богородицкой общины. В списке вещей церкви-часовни значится 71 икона (19). Духовенство монастыря, часть сестер поддержали обновленчество и организовывали церковную жизнь совместно с Троицким собором и Михайловской церковью (20). административный отдел горисполкома предложил приходскому совету Качанско-Богородицкой общины «освободить помещение (храм-часовня «Троеручица») за отсутствием законных оснований для пользования...Т. к. заключенный Договор не оформлен надлежащим порядком» (21). Несмотря на попытки общины исправить положение, 3 февраля 1930 г. религиозное общество верующих «часовни-Троеручицы» было закрыто «согласно постановлению ВЦИК и Уралоблисполкома», помещение было передано в ведение горместхо-за, колокол изъят в Госфонд (22). Монастырскую общину в полном составе принял к себе причт Троицкого собора (23). В годы Великой Отечественной войны и после нее в здании церкви-часовни располагался хлебный магазин, затем — магазин уцененных товаров, в последнее время — магазин автозапчастей. В наше время из монастырских храмов сохранились церковь Преображения Господня и часовня «Троеручица», Казанская церковь была разобрана около 1949 г. Первой настоятельницей монастыря указом Уфимской консистории 17 мая 1857 г. была назначена монахиня Уфимского Благовещенского монастыря Иоанникия. Она управляла общиной до своей смерти 9 сентября 1861 г. (24). 11 октября 1861 г. указом консистории настоятельницей в троицкую общину была назначена монахиня Уфимского монастыря Магдалина. По происхождению - дочь крестьянина из села Новотроицкого Мензелинского уезда Уфимской губернии, в миру - Евфимия Нестерова, монашескую жизнь начала на 22-м году жизни в Бетькинской женской общине, продолжила в Уфимском Благовещенском монастыре. 6 августа 1867 г. Преосвященным Митрофаном монахиня Магдалина была возведена в сан игумений с вручением жезла. В 1872 г. за свои труды мать игумения высочайше была награждена наперсным крестом, а в 1876 г. — золотым крестом из кабинета императора (25). В1883 г после 22-хлетнего управления монастырем и чрезвычайных трудов игумения Магдалина по болезни уволилась на покой, оставаясь в Казанском монастыре и работая Богу до смерти, которая последовала 3 декабря 1891 г. на 80-м году жизни (26). Вместо игумений Магдалины настоятельницей была избрана монахиня Рафаила, ранее благочинная Казанского монастыря. 24 июня 1884 г. она была возведена в сан игумений. За устроение обители игумения Рафаила была награждена в 1888 г. наперсным крестом. В1894 г. по болезни уволилась на покой, 10 сентября того же года игумения тихо скончалась (27). 11 марта 1894 г. указом Оренбургской духовной консистории с утверждения Святейшего Синода управлять монастырем была назначена монахиня Феофания (Байкалова). Она поступила в обитель в 1854 г. 9-ти лет, была пострижена в рясофор в 1871 г., а в мантию - в 1884 г., несла клиросное послушание, затем была казначеей монастыря. За труды по устройству и благоук-рашению монастыря игумения Феофания неоднократно отмечалась наградами, в частности, трижды наперсным крестом (28). В советские годы имя игумений Феофании встречается после подписей протоиереев Геннадия Малкова, Александра Смирнова в уставе, анкетном листе Казанско-Богородицкой общины в 1922 г. В дальнейшем фамилия игумений Феофании отмечается в списках лишенных избирательных прав в начале 30-х гг. (29). В начале богослужения в монастыре совершались соборным духовенством: протоиереями Д. Озерецковским, В. Соколовым, Г. Аманацким. С1865 г. в монастырь был назначен причт из священника и диакона, имя первого священника неизвестно. В1868 г. был определен священник Матвей Преображенский и диакон Ипполит Бобров. С1886 г. вторым священником в монастырь был назначен Михаил Емельянов (30). С1898 г, и по 1927 г. монастырским священником был протоиерей Геннадий Малков. Геннадий Кузьмич Малков, сын крестьянина, родился в 1872 г. в Куртамышской слободе Челябинского уезда. По окончании курса в Тобольской духовной семинарии определен псаломщиком-учителем в с. Писклово Челябинского уезда. В1895 г. рукоположен в сан диакона, затем священника к Введенской церкви пос. Хомутининского Троицкого уезда. В1898 г. о. Геннадий был перемещен вторым священником в Казанский женский монастырь г. Троицка, где и прослужил до его закрытия (31). 20 сентября 1937 г. протоиерей Малков был арестован как бывший священник, совершавший нелегальные богослужения. По постановлению Тройки УНКВД по Челябинской области от 4 ноября 1937 г., как и все его собратья-священники, был приговорен к высшей мере наказания, 16 ноября 1937 г. был расстрелян в г. Челябинске. Реабилитирован Прокуратурой Челябинской области 29 декабря 1990 г. (32). Вторым монастырским священником в советский период некоторое время служил протоиерей Александр Смирнов, в 1937 г. разделивший участь о. Геннадия Малкова. В 2004 году на территории монастыря началось строительство часовни «Живоносный источник». Священники монастыря после его воссоздания:
Примечания
В. И. Горбунцова, Е. Д. Королева, Л. Д. Назаркина Материал взят из книги «Православные храмы Троицка». |